Как выполняется поручение Лукашенко о том, чтобы уменьшить очереди на маршрутки из Минска, обсудили эксперты
Постоянный мониторинг существующих маршрутов, обновление и проверка автотранспорта: как выполняется поручение Главы государства о том, чтобы уменьшить очереди на маршрутки из Минска
15 ноября Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил решить вопрос с очередями на маршрутки в часы пик. Глава государства подчеркнул, что сделать это можно в том числе за счет привлечения на востребованные маршруты дополнительной техники, например электротранспорта. Действительно, проблема существенно усложняла жизнь многим, кто живет за пределами города: транспорта слишком мало, чтобы комфортно перевезти желающих, особенно в утреннее и вечернее время. Как решается вопрос, эксперты обсудили в издательском доме «Беларусь сегодня» в рамках круглого стола в газете «Рэспублiка».
В мероприятии приняли участие начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрей Гладкий, заместитель директора Минского областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Миноблпассажиртранс» Сергей Яцынович, заместитель начальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета государственного контроля Олег Кунделев, старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности главного управления ГАИ МВД Павел Санкевич.
Социальные стандарты
Р: Какова ситуация с пригородным транспортом в стране?
Андрей Гладкий: В нашей стране перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по 2,1 тысячи городских, 4,5 тысячи пригородным, около 400 междугородным внутриобластным и 270 междугородным межобластным маршрутам. Общее количество перевозчиков по вышеуказанным маршрутам составляет 720. За девять месяцев этого года всеми видами транспорта внутри страны выполнено более 16,8 миллиона рейсов. Организовано новых 15 пригородных и шесть междугородных внутриобластных маршрутов.
Система государственного регулирования и управления сформирована. Согласно законодательству заказчиками пригородных и междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении определены местные исполнительные распорядительные органы, которыми установлены операторы перевозок пассажиров. Операторы непосредственно и занимаются вопросами организации таких перевозок. Структуры созданы в каждой области и в Минске. Функциональная обязанность оператора — формирование маршрутной сети, анализ существующих пассажиропотоков, принятие решений о корректировке расписаний, обведение новых маршрутов. Как это работает? Оператор определяет, куда необходимо направить транспорт, например, если ведется строительство новых жилых районов, развиваются промышленные предприятия, появляются социальные объекты и другое. При этом оценивается перспективный пассажиропоток и принимается решение: автобус какой вместимости и с каким расписанием ставить на маршрут. Это все реализуется через соответствующие конкурсы. Второй вариант — обратная связь от пассажиров, обращения граждан, результаты проводимых мониторингов. На основании всего этого вносятся изменения в расписание автобусов, увеличивается частота рейсов, меняется транспорт с категории М2 (маршрутки) на категорию МЗ (автобусы) с более повышенной вместимостью. С начала 2025 года операторами проведено более 30 конкурсов, из них 15 — на право выполнения пригородных, восемь — междугородных внутриобластных и семь — междугородных межобластных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
Р: А какова доля государственного участия в данном направлении и частного? может быть, стоит долю государственного участия увеличивать?
А. Г.: У государственных организаций (облавтотрансы, автобусные предприятия) стоит задача обеспечить выполнение социально значимых перевозок. Есть определенные социальные стандарты, которые взяло на себя государство. Они прописаны в постановлении Правительства № 724. По большей части сюда привлекаются именно государственные организации. Все решения по открытию новых маршрутов, добавлению автобусов на маршруты принимаются по результатам конкурса. Если говорить в целом по объему перевезенных пассажиров (городские, пригородные, междугородные перевозки), то организации государственной формы собственности выполняют более 90 процентов от всего объема этих перевозок.
Р: Какие проблемы назрели в пассажирских перевозках между Минском и близлежащими городами?
А. Г.: Все мы знаем, что города-спутники активно развиваются. Их жители хотят передвигаться более быстро и комфортно. Практически ко всем городам-спутникам (кроме Логойска и Заславля) существует в том числе и железнодорожное сообщение. Но по каким-то причинам большинство пассажиров предпочитает пользоваться услугами автомобильных перевозчиков. Ранее маршрутная сеть по результатам конкурсов была сформирована таким образом, что по прямым маршрутам передвигались транспортные средства категории М2, или так называемые маршрутки.
Если говорить о государственных перевозчиках, то есть обязательства обеспечить заезд в населенные пункты по пути следования и выполнить социальные стандарты. Время движения таких автобусов больше, поэтому население предпочитает в большинстве своем пользоваться маршрутками. Если говорить в целом, то провозные способности позволяют в полном объеме обеспечить перевозки.
Системное обновление
Р: Глава государства обратил внимание на очереди в часы пик. Что сделано для решения проблемы?
А. Г.: Для нас важным является такой показатель, как ежегодное обновление транспортных средств, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров. Он должен составлять не менее 10 процентов. В Минской области в этом году обновление составило более 23 процентов. Для решения вопроса очередей для автопарков Минской области было закуплено 15 дополнительных автобусов. Выход их на линию поможет разгрузить маршруты с наибольшим пассажиропотоком в направлении городов Минской агломерации. Автобусы рассчитаны на 29 мест (в маршрутке вместимость от 15 до 20 человек). В салоне есть кондиционер и индивидуальные сервис-блоки. Продуманный дизайн и высокие технические характеристики обеспечивают безопасность и комфорт пассажиров. Эти автобусы уже распределены по направлениям, прошли технический осмотр, получены страховки. 21 ноября они перевезли первых пассажиров.
Р: Какова ситуация с пригородным транспортом в Минской области? Как давно существовали проблемы с пассажироперевозками, почему они не решались? Расскажите, какая работа проведена на уровне Минского облисполкома, операторов.
Сергей Яцынович: Работа оператора Минской области строится на постоянном мониторинге существующих маршрутов, в том числе по основным пассажиропоточным направлениям в часы пик, например перед началом или после окончания рабочего дня.
Маршрутная сеть, которая действует в этих направлениях, постоянно оптимизируется. И эту работу ведем ежегодно. Так, в этом году мы оптимизировали маршрутную сеть в Фаниполь, добавили количество транспорта как частного, так и государственного. Увеличено городское сообщение, что позволило снять нагрузку с пригородных маршрутов, так как население пользовалось им при передвижении по городу. В Фаниполе интервальность движения транспорта составляет 5—8 минут. В непиковые часы она растягивается.
В Смолевичи мы также увеличили количество транспорта, частных перевозчиков, добавили автобусы категории М3. Интервальность в пиковой нагрузке мы снижаем. Если брать Смолевичи, у нас интервальность движения транспортных средств составляет 6 минут.
Большое количество людей на остановках появляется в определенное время на маршрутах в сторону Смолевичей, Жодино, Борисова. Мы этот вопрос решали не только по существующим объемам перевозок. Прорабатывали и с частными компаниями, и с государственными перевозчиками возможность выделения дополнительных транспортных средств, которые потом выходили в пиковое время для вывоза пассажиров. Сегодня, например, интервальность движения в тот же Борисов составляет 5 минут.
В пиковое время загрузка транспорта происходит непрерывно. Убывает одно транспортное средство, на его место сразу же прибывает другое. На станции метро «Уручье» организованы предварительные продажи билетов, чтобы люди могли приходить к конкретному отправлению. Но пока эта система не особо востребована. Люди объясняли это тем, что интервальность настолько низкая, что им после всех решенных дел проще постоять в очереди. Конечно, с учетом того что транспорт прибывает каждые пять минут. Эта ситуация всегда была под контролем.
Как уже было озвучено ранее, приобретены 15 новых автобусов. Четыре из них курсируют в Борисов, четыре добавились на направление в Жодино. Там интервальность уменьшена: если в пиковое время она была где-то 10—15 минут, то сейчас приближается к семи. Четыре автобуса добавлены в Смолевичи, интервальность движения автобусов категории М3 составит 15—20 минут. Причем не уменьшается работа остальных транспортных средств, которых 18. Одно из них даже категории М3. Три дополнительных автобуса курсируют по направлению Минск — Дзержинск через Фаниполь.
Прорабатываем вопросы с перевозчиками по замене автобусов категории М2 на категорию М3. Есть ряд отработанных направлений, которые показали себя великолепно. В частности, направление в Молодечно и другие города. Комфортабельные автобусы на 40 мест, жалоб и нареканий от населения нет. Постепенно переходят на них Логойск, Плещеницы.
Р: А будет ли работать электротранспорт на этих маршрутах?
С. Я.: В стадии разработки сейчас находится соответствующий проект. Прорабатывается как часть подвижного состава, так и инфраструктура. Поэтому пока об этом говорить рано. Это проект на перспективу. Ведется подготовка концепций, учитываются технические характеристики, возможности предприятий по выпуску необходимого подвижного состава. Электробусы для пригородных и междугородных перевозок должны отличаться от электробусов, которые используются в городском сообщении. После того как подготовят концепцию, будут оценены и экономические аспекты организации этих маршрутов. Планируется запуск электробусов в Смолевичи и Фаниполь.
Р: Есть ли у нас инфраструктура для обеспечения работы электротранспорта?
А. Г.: При организации движения электробусов есть несколько видов технических решений. Это связано с тем, что необходимо выбрать режим подзарядки этих электробусов. Это может быть режим ночной зарядки либо же между рейсами (на конечных остановочных пунктах). От этого зависит тип подвижного состава. Если говорить по городским электробусам, то в основном подзарядка осуществляется на конечных остановочных пунктах в перерывах между рейсами. Поэтому здесь необходимо с технической стороны поработать, где разместить те же подзарядные станции. Скорее всего, на пригороде надо рассматривать вопрос о смешанной подзарядке, чтобы была возможность подзарядиться как на конечных остановочных пунктах, так и в период отстоя электробусов ночью.
Р: Закуплено 15 новых автобусов. Этого достаточно?
А. Г.: Сейчас, после того как на линию встали эти 15 автобусов, основная задача оператора — ежедневный мониторинг ситуации, оценка пассажиропотока. Вместе с Минской областью предполагаем, что на данном этапе этих автобусов хватит. Если появится необходимость, оператор будет проводить конкурс и предлагать перевозчикам частной формы собственности перейти с автобусов категории М2 на М3.
Закупкой подвижного состава решается часть вопроса с очередями. Также под особым вниманием организация предварительной продажи билетов на рейсы всех перевозчиков, как государственных, так и частных. Безусловно, здесь же ведется широкая информационная кампания. Пассажиры должны понимать, что предварительная покупка билета позволяет экономить свое время и исключать очереди при посадке в автобусы.
Р: В каком направлении Минской области самый большой пассажиропоток?
С. Я.: Борисов, Жодино. В пиковое время по этим маршрутам передвигается около 600 пассажиров в час. Еще в Смолевичи. Ежедневно осуществляется около 6 тысяч рейсов суммарно всеми перевозчиками с учетом пригорода.
Обратная связь со всей страны
Р: Проблема с маршрутками характерна для всей страны? Как будет развиваться маршрутная сеть дальше?
А. Г.: С учетом возникшей ситуации по Минской области мы собирали со всех регионов обратную связь. Реагируем и на ту информацию, которая доходит до нас из социальных сетей или обращений граждан. Таких вопросов, которые возникли в Минской области, в целом по стране нет. Да, есть единичные обращения граждан, где, например, они недовольны качеством предоставляемых услуг, состоянием автобуса. Если говорить в целом по республике, то по организациям транспорта общего пользования планируется выйти на показатель 14 процентов обновления. Такого никогда не было. За последние два года это достаточно серьезные изменения. Надеемся, что количество жалоб со стороны населения продолжит снижаться.
Р: Как много жалоб на транспорт поступает в КГК?
Олег Кунделев: Хочу сказать, что не так много. Можно говорить о нескольких десятках в год, это менее 2 процентов от общего количества жалоб по разнообразному спектру вопросов. Как уже было озвучено, болевая точка — Минск и его связь как с близлежащими городами, так и с крупными в других областях. Вопросы по внутриобластным перевозкам — это локальные проблемы, которые, в принципе, после проведения горячих линий быстро решаются. Конечно, с точки зрения Комитета государственного контроля было бы глупо сидеть и ждать обращений, жалоб и так далее. Поэтому мы — как центральный аппарат, так и областные комитеты — периодически инициативно проводим горячие линии с населением, что позволяет выявить наиболее чувствительные проблемы. Полученную информацию передаем местным органам власти.
Наиболее крупная горячая линия в целом по транспортному обеспечению населения проведена нами осенью 2024 года, поступило 180 обращений. В основном это было транспортное сообщение в густонаселенных микрорайонах Минска, пригородные перевозки с Минском. Здесь же поднимался вопрос невыдачи водителями частных маршруток чеков. Многие нас информировали о ненадлежащем устройстве остановочных пунктов и отсутствии актуального расписания движения автотранспорта. Во взаимодействии с государственными органами эти обращения были изучены, ряд обозначенных проблем решен. К примеру, в часы пик в столичных микрорайонах Лебяжий и Уручье было увеличено количество автотранспорта, введены дополнительные рейсы из Минска в деревню Боровляны, наведен порядок на остановках общественного транспорта.
В числе претензий из регионов — недостаточность транспортного сообщения между населенными пунктами, несоблюдение расписания движения транспорта, выпуск на линию автобусов малой вместимости.
О наиболее серьезных проблемах Комитет госконтроля информирует Правительство и Министерство транспорта и коммуникаций для выработки системных решений. К примеру, в прошлом году в Совет Министров внесли предложения, касающиеся разработки актуальных схем пассажиропотока во всех регионах исходя из потребностей граждан, создания в стране государственной платформы продажи билетов на пассажирские перевозки в интернете и другие. В этом году в Минтранс направили предложения по совершенствованию норм Указа № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров».
Р: На ваш взгляд, какие назрели проблемы в пассажирских перевозках между Минском и близлежащими городами?
О. К.: Острыми вопросами при организации пассажироперевозок в города-спутники являются срывы рейсов и недостаточная вместимость транспорта (что влечет очереди и скопление пассажиров на остановках), длительность выбора перевозчиков на некоторые маршруты (к примеру, на маршруте Минск — Фаниполь с августа по октябрь отсутствовал перевозчик, что привело к ухудшению транспортного сообщения с городом-спутником).
Во время проведения Комитетом госконтроля в октябре этого года горячей линии по вопросам развития городов — спутников Минска поступило 27 сообщений касаемо неудовлетворительной организации транспортного сообщения как внутри самих городов-спутников, так и с городом-центром, в основном из Фаниполя и Смолевичей.
Р: А как часто в ГАИ проводят проверку транспортных организаций частной формы собственности, какие нарушения выявляются в ходе проверок?
Павел Санкевич: В рамках профилактической работы нами организуются и проводятся комплексные республиканские мероприятия. Таких в этом году в отношении маршрутных транспортных средств проведено семь. В декабре будет еще одно.
Если проанализировать количество маршруток, участвующих в дорожном движении, то, думаю, за нынешний год мы неоднократно посмотрели каждую. В среднем два раза за этот год посмотрели на каждого водителя и на каждый автобус, который перевозит пассажиров. Мы постоянно анализируем ситуацию, в том числе в разрезе участия в ДТП данного транспорта.
Ежегодно отмечается не более полутора-двух процентов дорожно-транспортных происшествий с участием маршруток. Но с учетом того, что каждое ДТП с участием маршрутки либо рейсового автобуса носит значимый характер и все такие происшествия являются резонансными, складывается впечатление, что у нас достаточно высокая аварийность. Хотя на самом деле полтора-два процента — это ежегодная цифра. По вине водителя еще меньше, около одного процента. Поэтому безопасность у сотрудников ГАИ в прерогативе, перевозок пассажиров в том числе.
На что акцентируем внимание во время проверок? Сезонность, неблагоприятные погодные условия, видимость на дороге, внимательность водителя, пристегивание пассажиров ремнем безопасности. Мы добились того, что все автобусы оборудованы ремнями безопасности.
Источник: https://www.sb.by/articles/bystro-komfortno-bezopasno.html






