ТВ в белорусских маршрутных такси!

Рекламодателям предстоит «скинуться» на поддержку госСМИ

22.04.2022

Рекламодателям предстоит «скинуться» на поддержку госСМИ

31 марта 2022 г. подписан и сразу же официально опубликован Указ № 131 «О развитии средств массовой информации». В обосновании документа сказано, что он принят в соответствии со ст. 79 Конституции в целях «дальнейшего развития в Республике Беларусь деятельности средств массовой информации по производству белорусского (национального) контента».

Развитие или все же поддержка «избранных»?
В то же время ознакомление с текстом документа позволяет понять, что речь идет исключительно о развитии государственных СМИ, поскольку в соответствии с подп. 2.12 п. 2 Указа № 131 средства, полученные от сборов, в полном объеме направляются на оказание поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, являющимся государственными организациями, и используются на финансирование производства (возмещение расходов на производство) белорусского (национального) контента.

Реестр со множеством исключений. Что нужно сделать рекламораспространителям
Также из текста следует, что основная финансовая нагрузка на оказание поддержки ляжет на плечи рекламодателей, которые с 1 мая обязаны будут уплачивать сбор за размещение рекламы. Исключения составят организации, использующие труд инвалидов (при их численности не менее 30%), а также исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.

Размер такого сбора составит 10% от стоимости оказанных услуг по размещению наружной рекламы, включая ее размещение на транспортных средствах, в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования, и 20% – для иных видов рекламы, включая рекламу в сети Интернет и социальных сетях.

Взимание сбора не будет распространяться на размещение отдельных видов рекламы. Это социальная реклама, реклама, оказываемая в виде поддержки организациям физической культуры и спорта, реклама мероприятий, в число организаторов которых входят госорганы. Не нужно будет платить сбор при размещении рекламы на досках объявлений, в зданиях (помещениях, сооружениях), на официальных интернет-сайтах государственных органов и организаций. Преимущество получат и государственные СМИ, при размещении рекламы в которых рекламодатель будет освобожден от уплаты данного сбора. Не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя, если размещение рекламы осуществляется на основании договоров, заключенных с рекламными агентствами.

Налоговые маневры бюджета?
Не исключено, что одной из задач, решаемых в рамках Указа № 131, может быть сокращение расходов бюджета. Напомним, что в государственном бюджете на 2022 год на поддержку СМИ запланировано выделение 151 млн руб., из которых 126,7 млн руб. должны быть направлены на развитие телевидения и радиовещания. Вполне реально, что введение сбора призвано снизить нагрузку на бюджет за счет изменения источников финансирования деятельности государственных СМИ.

Дополнительным аргументом налоговой направленности Указа № 131 может быть упоминание в его контексте Минфина, которому в процессе исполнения республиканского бюджета предоставляется право вносить изменения в доходы, расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета на финансирование расходов, связанных с финансированием СМИ.

Включение в реестр рекламораспространителей: пошаговый алгоритм
Еще один наш аргумент – повышение НДС для определенных услуг электросвязи с 25% до 26%, что означает увеличение налоговой нагрузки предприятий, работающих в данной сфере, на 4%. А поскольку речь идет о косвенном налоге, то это повышение в итоге ляжет на плечи потребителей, т.е. на нас с вами.

Развиваем мысль дальше. Согласно Указу № 131 ответственность за администрирование сбора возлагается на МНС. При этом установлено, что плательщики сбора при наличии объекта обложения представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной МНС, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а его оплата осуществляется не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае просрочки оплаты предусмотрена ответственность плательщика, например уплата пени.

Налоговые органы при осуществлении контроля за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой сумм сбора, применении способов обеспечения уплаты сбора и пеней, их взыскании пользуются тем же объемом прав и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля. Таким образом, можно сказать, что введенный сбор имеет силу налога, пусть и не называется таковым.

Чем рискует вторая сторона?
Примечательно, что для упрощения контроля исполнения рассматриваемого нормативного акта законодатель устанавливает прямое требование указывать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы в заключаемых договорах. Это важно, поскольку базой для исчисления сбора будет являться стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. На этом аспекте документа необходимо заострить внимание прежде всего второй стороне, т.е. исполнителям по договорам на размещение рекламы. Указом № 131 определено, что оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения требования к договору является незаконным и запрещается.

***

Таким образом, Указ № 131 может быть призван не столько содействовать развитию СМИ, сколько обеспечить замещение источников финансирования государственных изданий в условиях растущего давления на бюджет. По сути, мы видим механизм по перекладыванию финансирования на плательщиков через введение сбора, который хотя и не назван налогом, но практически является таковым по целому ряду признаков.

Для бизнеса и конечных потребителей практическая реализация Указа № 131 будет означать существенное удорожание рекламных активностей, а следовательно, повлечет за собой уменьшение рекламных бюджетов и создание неравных условий между государственными и негосударственными СМИ, которых и без этого в стране осталось «на три дня».

← Назад к списку новостей

Наши партнеры:

Bandit

Hidalgo

Beaucoup

By the way

Контакты:

 Беларусь

 г. Минск, ул. Мележа, 1, оф.326

(017) 397-22-60

(017) 397-22-70  

(017) 397-22-80

E-mail: info@beltv.by

Где мы находимся:

загрузка карты...